Зарождение экзистенциального мировосприятия.
- 4
- 0
- Опубликовано: 2015-06-10
Бердяев обращал свой взгляд на множество вещей и в своих трудах затрагивал достаточное количество волновавших его проблем. Так, он занимался изучением многих мировых философских и религиозных доктрин и учений, среди них оказались индийская, буддийская, греческая философии, мистицизм, космизм, неоплатонизм, масонство и многое-многое другое. Но единственная проблема, которая всегда по-настоящему волновала философа, это проблема свободы. Его размышления по этому поводу затрагивали значительно более глубокие моменты и грани, нежели те, которые предлагает библейская свобода воли, иначе говоря, свобода выбора. Бердяев всегда считал, что наличие выбора самого по себе уже есть нечто ограничивающее свободу по своей сути. Во-первых, в подобном варианте она выглядит как некий дар, а как может быть подарено то, что должно существовать изначально, вне каких-либо договоренностей? Во-вторых, выбирая из каких-то уже существующих констант, индивидуум ограничен именно наличием этих констант, отсутствием возможности создавать свои собственные, в конце концов, несвобода его заключается в самой необходимости выбирать.
Именно в обозначенной возможности создавать Бердяев и усматривал возможность свободы. Иначе говоря, по-настоящему свободным, по мнению Бердяева, мог быть только человек творящий и такой, который творит вне таких дефиниций, как добро и зло. В связи с этим философ обозначил два важных понятия, которые были важны в развитии не только его собственных творческих изысканий, но и оказали достаточное влияние на все течение экзистенциализма. Этими понятиями стали: объективация и трансцендирование.